Инженерная графика Изометрические проекция Диаметрическая проекция Комплексные чертежи Чтение чережей моделей Элементы технического рисования Виды конструкторских документов Местные виды Сложные разрезы Сечения

Инженерная графика и начертательная геометрия


Сечения

На рис. 274, а показан чертеж рычага. Главный вид и вид сверху с двумя местными разрезами не выявляет форму его средней части. Форму средней части можно показать с помощью профильного разреза (рис. 274, б), но элементы, расположенные за секущей плоскостью, не дают дополнительную информацию о форме детали и являются лишними. В таких случаях удобно применять изображение, называемое сечением (рис. 274, в)

Сечением называется изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями На сечении показывается только то, что расположено непосредственно в секущей плоскости. Курс лекций по начертательной геометрии

РИС. 274

В случае, показанном на рис. 274, вместо профильного разреза достаточно выполнить сечение (рис. 274, б). Использование сечений сокращает графическую работу при выполнении чертежа.

Теорема о моментах инерции относительно паралельных осей Этой теоремой пользовался Гюйгенс (1673 г.), общее и строгое доказательство ее дано Л. Эйлером (1749 в литературе она известна как «теорема Гюйгенса», или иногда называют «теоремой Штейнера». Штейнер доказал теорему 100 лет спустя (1840 г.) для частного случая (для точек на плоскости). В формулировке Эйлера теорема читается так: момент инерции тела относительно какой-либо оси, равен моменту этого же оси ей параллельной, проходящей через центр масс тела, плюс произведение массы квадрат расстояния между осями.

В отличие от разреза на сечении показывается только то, что расположено непосредственно в секущей плоскости, все, что лежит за ней, не изображается. На рис. 275 наглядно показано различие между сечением и разрезом.

РИС. 276

Сечения в зависимости от расположения их на чертеже делятся на вынесенные и наложенные. Вынесенные сечения располагают на свободном месте поля чертежа (рис. 276, а) или в разрыве изображения предмета (рис. 276, в). Наложенные сечения располагают на соответствующем изображении предмета (рис. 276, б).

Предпочтительны вынесенные сечения. Их контур вычерчивают сплошными толстыми линиями (рис. 276, а). Контуры наложенных сечений вычерчивают сплошными тонкими линиями.

В случаях, подобных показанным на рис. 276, при симметричной фигуре сечения положение секущей плоскости не указывается.

Для несимметричных сечений, расположенных в разрыве или наложенных, положение секущей плоскости указывается линией сечения со стрелками, но буквами не обозначается (рис. 277, с и б).

При работе с заголовками предлагается учитывать следующие моменты (дадим их по принципу убывания в зависимости от важности):

– соотношение кегля заголовка с объемом публикации (у опытного верстальщика такая пропорциональность присутствует на интуитивном уровне). Но в последнее время параллельно традиционной «пропорциональной» практике возникают новые тенденции, связанные с широким внедрением в газеты рекламных материалов, а также с некоторыми западными законами восприятия газетной информации (многие западные издания придерживаются постулата о том, что читателю может и должно быть достаточным ознакомиться только с заголовками, и в результате он уже в общих чертах бывает введен в курс происходящего. А наиболее интересные публикации для полного прочтения предлагается читателю выбирать уже самостоятельно. Традиционная же советская верстка предполагала, что газета читается полностью). Поэтому на Западе широко используются очень крупные заголовки прагматического содержания (как правило — в форме простого предложения) даже для небольших материалов, а также практически всегда основной заголовок снабжается разъяснительными подзаголовками. Такую методологию на российский медиа-рынок внедрила и продолжает настойчиво и небезуспешно продвигать газета «Коммерсант»;

– ограничение количества заголовочных гарнитур, желательно до 2–3-х традиционных для конкретного издания;

– традиционность расположения заголовка (или постоянная центровка, или постоянная выключка — вправо или влево);

– «топить» заголовок нужно и даже желательно только в крупных материалах, и не ниже 1/3 от общей высоты блока;

– ни в коем случае не использовать рабочие и выбранные заголовочные шрифты в рекламе.

Выделительные шрифты (врезки, врубки, вопросы интервью) в наибольшей степени зависят от вкуса конкретного оформителя, и поэтому ограничимся повторением прописных истин: как правило, эти шрифты бывают полужирные или жирные (Bold, Black); как правило врубки и врезки бывают не менее 10–12 кегля; как правило, вопросы интервью повторяют кегль основного шрифта и выделяются не только толщиной, но еще и курсивным начертанием (Italic). Выделительные шрифты тоже следует применять не более одного–двух начертаний, заложенных в основные автоматические стили компьютера.

Рекламные шрифты — тема настолько объемная и отдельная, что относится уже не совсем к газетному делу; и скорее — не к полиграфическому, а к художественному дизайну. Единственное, что стоит повторить, — не используйте свои газетные шрифты в рекламных блоках и даже объявлениях. При выборе шрифтов желательно ознакомиться с авторскими аннотациями к шрифтам — они встречаются в каталогах клип-артов, на web-сайтах шрифтовых фирм-разработчиков (наиболее крупные из них Corel, ParaType). Как правило, там содержатся краткие рекомендации по использованию шрифтов. Вот этих гарнитур может быть великое, но не бесконечное множество. Даже самые крупные и пестрые западные журналы узнаваемы стилистикой своих рекламных шрифтов, хотя используют их не менее сотни на один номер.


Машиностроительное черчение