Инженерная графика Изометрические проекция Диаметрическая проекция Комплексные чертежи Чтение чережей моделей Элементы технического рисования Виды конструкторских документов Местные виды Сложные разрезы Сечения

Инженерная графика и начертательная геометрия


Изображаться геометрические тела должны в аксонометрических проекциях. Начинается рисование с проведения аксонометрических осей и построения оснований (рис. 229, д—з). Из вершин полученных многоугольников параллельно соответствующим аксонометрическим осям проводят параллельные линии — боковые ребра

Рисование цилиндров в аксонометрических проекциях начинается с проведения аксонометрических осей и построения оснований. Для построения оснований необходимо овладеть навыками проведения окружностей и овалов от руки

Для изображения окружности (рис. 230) предварительно намечают две взаимно перпендикулярные (вертикальную и горизонтальную) оси, через центр под углом 45° к горизонтали проводят еще две взаимно перпендикулярные линии (рис. 230, а). От центра на осях и линиях откладывают на глаз одинаковые отрезки, равные радиусу окружности. Через намеченные точки от руки проводится окружность. Лабораторные работы по сопромату Конспекты и лекции по сопромату. Курсовые и лабораторные


РИС. 230

При изображении овалов необходимо учитывать коэффициенты искажения по осям (рис. 230, б, в, г). Если овал изображает окружность в изометрической проекции, расположенную в горизонтальной плоскости (рис. 230, в), то длина большой оси примерно равна пяти отрезкам (5а), а длина малой — трем отрезкам (За).

Если овал расположен в профильной плоскости (рис. 230, г), то ось х совпадает с малой осью овала, и их проводят под углом 30 к горизонтали, а большую ось — под углом 90° к малой. Откладывая по осям отрезки, равные За и 5а, намечают контур овала

Рисунок цилиндра начинают с проведения аксонометрических осей и построения обоих оснований в виде эллипсов. Проводят параллельно соответствующей аксонометрической оси очерковые образующие, касательные к овалам (рис. 230, д-з).



РИС. 235

Рисунок моделей и деталей машин выполняют с натуры, по чертежу или воображению. При выполнении рисунка в любом случае надо не только внимательно рассмотреть или представить форму модели или детали, но и сравнить соответствие размеров отдельных элементов изображаемого предмета.

Выполняя рисунок детали с натуры (например, кронштейн, рис. 231, а), надо'не только внимательно рассмотреть форму, но и установить соотношение размеров отдельных элементов детали. Например, изображенный на рис. 231, б кронштейн выполнен без соблюдения пропорций детали. Расстояние, равное с, не выдержано, на детали с = 2,5а, а на рис. 231, б а = с. Размеры к изображены значительно уменьшенными против натуры. Расстояние I между отверстиями не соответствует настоящему. На рис. 231, в дан рисунок этой детали с учетом пропорций ее частей.

Выполнение рисунка модели или детали начинается с построения их габаритных очертаний — "клеток", выполняемых от руки тонкими линиями.

Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной. Вариантов конструкции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придерживаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкусицы. Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. По некоторым исследованиям, оптимальной шириной колонки основного текста является около 5 сантиметров. Максимальная же ширина колонки рекомендуется не более 10–11 см. (Правда, могут существовать варианты отхода от базового количества колонок — при верстке, например, тематических полос. Отход от традиционного количества колонок является дополнительным выделительным средством верстки, когда редакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным средством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно. По некоторым наблюдениям, общая площадь подобных материалов не должна превышать 1/4 от общей площади номера, применять этот прием оптимально в масштабах целой полосы).

Некоторые наблюдения по общей конструкции номера:

– принципы верстки должны быть традиционными в рамках одного издания (если редакция практикует простую вертикальную верстку — она должна продолжаться из номера в номер как минимум в течение года). Кардинальные изменения, если в таковых все же назрела необходимость, предлагается вводить с начала полугодия (что связано с подпиской), а лучше — с начала года;

– общий объем рабочего текста не должен превышать 2/3 общей площади запечатанного поля, в противном случае есть риск оставить полосу «слепой»;

– при отработке того или иного экстравагантного приема верстки у читателя должно остаться восприятие этакой нарочитости его применения; он должен понять, что оформитель руководствовался собственными задумками, а не верстка вынудила его применить, скажем, «сапог», мощный трекинг или крупный кегль;

– специализированные или рекламные полосы лучше делать в корне отличными от традиционных — то есть вводить новые базовые элементы верстки. Как-то: другое количество колонок (или вообще новую модульную сетку); «свои» шрифты — как рабочие, так и заголовочные; изменить соотношение Заголовок — Подзаголовок — Врубка; новую форму подачи иллюстративного ряда; смелее использовать «воздух»; попробовать новые подложки и т. д. В какой мере и в каких сочетаниях применять новшества — это уже дело вкуса секретариата; здесь важно не «переборщить», но не менее важно и не упустить шанса опробовать новый комплекс приемов, который впоследствии может стать основой для нового лица издания.

Некоторые наблюдения по конструкции применительно к черно-белому формату А3:

– наиболее практичным и гарантирующим недопущение серьезных ошибок при верстке является принцип асимметрии; он может быть достигнут, например, довольно простым способом — отсечением целой колонки справа или слева на полосе. Такой прием можно использовать в качестве некоего рефрена, проходящего сквозь весь номер; особенно эффектен он в многостраничном издании (12–24 полосы);

– рефрен — повторяющийся заметный элемент верстки — весьма желателен для стягивания всей конструкции номера. Он служит организующим началом, а также может выполнять функции некоего фирменного знака издания, что обеспечит данному изданию узнаваемость и своеобразие. Это может быть не только «отбитая» колонка, но и колонтитул, материал на подложке, система рисованных заставочных рубрик, особая рамка и т. д.;

– дубликат — принцип «поддержки» какого-либо локального новшества или простого нестандарта. Вы применили на развороте новую заголовочную гарнитуру, и если это начало внедрения нового шрифта в практику ваших заголовков, то нелишне где-нибудь на этом же развороте или вообще в номере хотя бы еще один раз применить этот же шрифт. То же самое касается и неожиданной подачи фотографий, новой формы врубок, оформления графиков и проч.;

– разворот следует рассматривать как единую конструкцию, даже если соседствующие полосы не связаны тематически. Для этого верстальщику нелишне иметь «под руками» обе полосы, тем более, что практически все современные графические редакторы (PageMacker, QuarkXPress) имеют такую опцию, как верстка разворотами; исключение в этом правиле могут — и даже должны — составлять рекламные полосы и отдельные рекламные материалы;

– шрифтовая политика на одном развороте (особенно взаимоотношения Рубрика — Заголовок — Подзаголовок — Врубка — Выделительный шрифт) должна быть если не абсолютно, то по крайней мере идентична процентов на 90;

– желательно не увлекаться сугубо полосными материалами, а «разбавлять» крупные текстовые куски подверсткой хотя бы одного небольшого материала; оптимальная пропорция крупного и мелких материалов по объему — соответственно 3:2 или 2:3 (эта пропорция касается и взаимоотношения иллюстративного с текстовыми массивами);

– на каждом развороте желательно присутствие хотя бы одного «фирменного блюда» — материала, выделенного как содержанием, так и оформлением (см. выше).


Машиностроительное черчение