Инженерная графика Изометрические проекция Диаметрическая проекция Комплексные чертежи Чтение чережей моделей Элементы технического рисования Виды конструкторских документов Местные виды Сложные разрезы Сечения

Инженерная графика и начертательная геометрия


Изометрические проекции геометрических тел

Изображение геометрического тела в изометрической проекции, например правильной шестиугольной призмы, выполняют в такой последовательности (рис. 141)

Если основные призмы — правильный многоугольник (например, шестиугольник), то построение вершин основания по координатам можно упростить, проведя одну из осей координат через центр основания На рис, 141 оси х, у и г проведены через центры правильных шестиугольников призмы.

Построив изометрическую проекцию основания призмы, из вершин шестиугольника основания проводим прямые, параллельные соответственно осям х, у или г (для каждой из рассматриваемых на рис. 141 призм). На этих прямых от вершин основания отложим высоту призмы и получим точки 1, 2, 3, 4, 5, б вершин другого основания призмы. Соединив эти точки прямыми, получим изометрическую проекцию призмы. В заключение устанавливаем видимые и невидимые линии невидимые линии надо проводить штриховыми линиями. Теоремы о взаимности работ и Максвелла — Мора. Пользуясь понятием о потенциальной энергии, можно установить следующую зависимость между деформациями в различных сечениях балки.

На рис. 142 показано построение изометрической проекции плоской детали криволинейного

РИС. 141

очертания по комплексному чертежу. Деталь (рис. 142, а и б) расположена параллельно фронтальной плоскости проекций. На фронтальной проекции комплексного чертежа намечают ряд точек и строят их на изометрической проекции (рис. 142, в).

Через построенные точки контура кулачка проводят по лекалу кривую линию.

Параллельно оси у от найденных точек проводят прямые линии, на которых откладывают отрезки, равные А (толщине детали). Соединяя новые точки, получают контур другой плоскости детали, который также обводят по лекалу.

Способ печатания книг с деревянных досок, на которых гравировались страницы рукописи был известен еще в IX веке на востоке (Китай, Тибет), в Европе этот метод назвали «ксилография». Иоганн Гутенберг и его компаньоны начали изготавливать ксилографические книги, но Гутенберг решил гравировать не целую страницу, с которой можно сделать мало оттисков, а отдельные буквы. Из этих символов изобретатель и предложил складывать слова и строки.

Гутенберг придумал и сам способ изготовления шрифта: сначала на торце пуансона (металлического бруска) гравировали выпуклое обратное изображение буквы. Затем на мягкой медной пластине (матрице) выбивали букву, потом вставляли в нижнюю часть полой трубки. Через открытый верх в трубку заливали специальный сплав (позднее его назвали гартом). С помощью этого приспособления можно было сделать сколько угодно точных копий пуансона — литер. С помощью литер — буква за буквой, строка за строкой, набиралась книга.

Только когда Гутенбергу пошел пятый десяток, он смог изготовить нужное количество литер (первую наборную кассу) и сделать печатный станок. В организованной Иоганном Гутенбергом типографии он напечатал первые в Европе книги. На организацию производства Гутенберг потратил много денег, влез в долги и разорился. В 1468 году Иоганн Гутенберг умер.

Он начал книгопечатание в Майнце в 1439 г. Единственная сохранившаяся полная книга, выпущенная бесспорно Гуттенбергом — 36 строчная Библия (1457). Техническое мастерство Гуттенберга считается непревзойденным — его Библия является одной из красивейших книг, когда-либо напечатанных.

Европейские книги, изданные до 1501 г., называют инкунабулами (от латинского слова cunabula — колыбель). Украшения в них выполнены от руки, инициалы и заголовки — красной и синей краской. В целом по характеру своего оформления первопечатные книги напоминают рукописные. Книгопечатание распространилось по Европе достаточно быстро: в 1468 г. печатный станок появился в Чехии, в 1469 г. — в Нидерландах, в 1470 г. — во Франции, в 1476 г. — в Англии и Польше.

Переход от рукописных книг к печатным совершался в течение достаточно длительного периода. После изобретения печатного станка напечатанные книги все еще переписывались от руки, особенно в том случае, если требовалась какая-то часть текста. Рукописные издания некоторых жанров, например поэзии, продолжали выпускаться в Западной Европе до XVII в.

В конце XV в. краковский первопечатник Швайпольт Фиоль положил начало печатанию славянских книг кириллическим алфавитом. В 1491 г. из типографии Фиоля вышло четыре книги, напечатанные кириллицей: Осьмогласник, Часословец, Триодь постная и Триодь цветная. Техника печати этих книг воспроизводит все особенности рукописных образцов. Они напечатаны в две краски (красной и черной), украшены заставками, узорными заглавиями и инициалами. Когда Фиоль был обвинен в гуситской ереси и привлечен к суду краковской инквизиции, часть выпущенных им книг была уничтожена. Подвергшись преследованиям, Фиоль переселился в Венгрию, где жил до смерти в 1525 г.


Машиностроительное черчение