Инженерная графика Изометрические проекция Диаметрическая проекция Комплексные чертежи Чтение чережей моделей Элементы технического рисования Виды конструкторских документов Местные виды Сложные разрезы Сечения

Инженерная графика и начертательная геометрия


Сечение цилиндра плоскостью

Построение сечения прямого кругового цилиндра аналогично построению сечения призмы, так как прямой круговой цилиндр можно рассматривать как прямую призму с бесчисленным множеством ребер — образующих цилиндра (рис. 179, а).

Выполнение чертежа начинают с построения трех проекций прямого кругового цилиндра. На поверхности цилиндра проводят несколько равномерно расположенных образующих, в данном примере двенадцать. Для этого горизонтальную проекцию основания делят на 12 равных частей. С помощью линий связи проводят фронтальные проекции образующих цилиндра (рис. 179, а).

Из комплексного чертежа видно, что плоскость Р пересекает не только боковую поверхность, но и верхнее основание цилиндра. Как известно, плоскость, расположенная под углом к оси цилиндра, пересекает его по эллипсу. Следовательно, фигура сечения в данном случае представляет собой часть эллипса (рис. 179, в).

Фронтальная проекция фигуры сечения совпадает с фронтальным следом Ру плоскости Р. Горизонтальная проекция этой фигуры совпадает с горизонтальной проекцией основания цилиндра. Тень, падающая от одной фигуры на другую Метод обратных лучей

Профильная проекция фигуры сечения представляет собой проекцию части эллипса и может быть построена по нескольким точкам, которые строятся с помощью линий связи по горизонтальной и фронтальной проекциям фигуры сечения. Полученные таким образом профильные проекции точек фигуры сечения соединяют кривой по лекалу.

Действительный вид фигуры сечения получен на рис. 179, а способом перемены плоскостей проекций. Горизонтальная плоскость проекций заменена новой. Новая ось проекций х1 может быть проведена параллельно следу Ру на произвольном расстоянии, но для упрощения построений она выполнена совпадающей с Ру (аналогично рис. 178). От оси х, откладывают отрезки = = 55х, 4'40 = 44х, т.е. отрезки т, п и т.д., так как расстояние от новой проекции этой точки до новой оси проекций равно расстоянию от прежней проекции этой точки до прежней оси проекций.

Развертка боковой поверхности усеченного цилиндра с основанием и фигурой сечения показана на рис. 179, б.

РИС. 179

Для построения развертки боковой поверхности на горизонтальной прямой откладывают длину окружности основания, равную кП и делят ее на 12 равных частей. Из точек деления восставляют перпендикуляры к отрезку пО, на них откладывают действительные длины образующих цилиндра от основания до секущей плоскости Р, которые взяты с фронтальной или профильной проекции цилиндра. Полученные точки 11—9, соединяют по лекалу плавной кривой. Затем фигуру сечения соединяют с частью верхнего основания цилиндра, ограниченного хордой /,9, (сегмент), а фигуру нижнего основания цилиндра (окружность) соединяют с нижней частью развертки.

Изометрическую проекцию усеченного цилиндра строят следующим образом (рис. 179, в). Сначала строят изометрию нижнего основания (овал) и части верхнего основания — сегмента (часть овала). На диаметре окружности нижнего основания от центра О' откладывают отрезки a, b и т.д., взятые с горизонтальной проекции основания. Затем из намеченных точек проводят прямые, параллельные оси цилиндра до пересечения с осью эллипса.

Через полученные точки проводят прямые, параллельные оси у, и на них откладывают отрезки, взятые с действительного вида сечения. Полученные точки соединяют по лекалу. Заканчивают построение проведением очерковых образующих, касательных к основаниям — овалам.

Пылесборник машины для очистки литых деталей (рис. 179, г) представляет собой усеченный цилиндр. Форма крышки А трубы пылесборника является фигурой сечения прямого кругового цилиндра и представляет собой эллипс.

Основная программа для работы с растровой графикой — пакет Adobe Photoshop.

Векторная графика. В векторной графике все изображения описываются в виде математических объектов — контуров (path). Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно перемещать, масштабировать и изменять. В основе этих контуров лежат т. н. кривые Безье. Векторную графику часто называют также объектно-ориентированной графикой.

У векторной графики много преимуществ по сравнению с точечной графикой.

Она экономна в плане объемов дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые программа всякий раз воссоздает изображение заново. Кроме того, описание цветовых характеристик не сильно увеличивает размер файла.

Объекты векторной графики легко трансформируйте ими просто манипулировать, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображении. В тех областях графики, где принципиальное значение имеет сохранение ясных и четких контуров, например в шрифтовых композициях, в создании фирменных знаков логотипов и пр., векторная графика незаменима.

Векторная графика максимально использует возможности разрешающей способности любого выводного устройствам: изображение всегда будет выглядеть настолько качественно, насколько способно данное устройство. Векторная графика может включать в себя и изображения точечной графики, которые становятся таким же объектом, как и все остальные (правда, с особым статусом и со значительными ограничениями в обработке).

Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним, и как следствие — возможность создания конечного продукта, который может быть без дополнительных операций отправлен на цветоделение и растрирование. Поэтому программы векторной графики нашли широчайшее применение в области графического и полиграфического дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.

Очень популярны такие программы, как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand.

Однако, с другой стороны, изображения векторной графики могут показаться чрезмерно жестковатыми, «фанерными». Векторная графика действительно ограничена в чисто живописных средствах и не предназначена для создания фотореалистических изображений. Правда, в последних версиях векторных программ внедряется все больше элементов «живописности» (падающие тени, прозрачности и другие эффекты, ранее свойственные исключительно программам точечной графики).

Сложность векторного принципа описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации и сконструировать устройство, подобное сканеру для точечной графики.


Машиностроительное черчение