Проекция силы на ось Уравнения равновесия плоской системы сходящихся сил Способ сравнения деформаций Элементы кинематики Кинематические пары и цепи Понятие о трении Основные понятия сопративления материалов Расчеты на срез и смятие

Теоретическая механика, сопромат. Курс лекций и примеры решения задач

Соединение деталей

Заклепочные соединения

Соединения деталей машин бывают неразъемными и разъемными. Разъемные соединения (болтовые, шлицевые и др.) могут быть разобраны и вновь собраны без разрушения деталей. Неразъемные соединения (заклепочные, сварные и др.) могут быть разобраны лишь путем разрушения элементов соединения.

До недавнего времени заклепочные соединения широко применяли в различных инженерных сооружениях: судах, котлах, кранах, мостах и др. В настоящее время область применения таких соединений в общем машиностроении резко сузилась в связи с развитием методов сварки. Заклепочные соединения остаются еще распространенным видом неразъемного соединения при изготовлении металлических конструкций из легких сплавов (дюралюминия).

Заклепка (рис. 149, а) — цилиндрический стержень 1 круглого поперечного сечения, на конце которого имеется закладная головка 2. В процессе клепки выступающая часть цилиндрического стержня превращается обжимкой 3 в замыкающую головку 4 (рис. 149, б).

Основные типы заклепок показаны на рис. 150. Они различаются по форме головок. Наиболее распространены заклепки с полукруглой головкой (рис. 150, а). В тех случаях, когда выступающие из деталей головки недопустимы, применяют заклепки с потайными головками (рис. 150,6). Кроме этих заклепок в самолетостроении и некоторых других отраслях промышленности применяют специальные типы заклепок, например пистоны (рис. 150, в). Курс лекций по цифровой графике Данная книга задумывалась в значительной степени для людей, которые относятся к славной кагорте графических дизайнеров, или, по крайней мере, считающих себя таковыми. Поэтому в процессе написания мы стремились всемерно избегать усложненного и наукообразного изложения (готовы признать, что не везде удалось это стремление выдержать) и всюду, где это казалось уместным, использовать метафоры и сравнения, составляющие квинтэссенцию мышления художника и дизайнера. [an error occurred while processing this directive]

В качестве материала для заклепок используют малоуглеродистую сталь (марок Ст2, СтЗ),

медь, алюминий и др. в зависимости от назначения шва и материала склепываемых деталей. Место соединения листов (или каких-либо деталей) с помощью заклепок называется заклепочным швом.

По назначению различают заклепочные швы: прочные, от которых требуется только прочность (балки, фермы и другие инженерные сооружения); плотные, которые помимо прочности должны обеспечивать герметичность конструкции (резервуары, паровые котлы, цистерны).

Для достижения полной герметичности производят подчеканку шва: ударами по специальному инструменту — чекану — осаживают часть кромки склепываемого листа для плотного прижима одного листа к другому.

По взаимному расположению листов различают заклепочные швы внахлестку и встык с одной или двумя накладками. В зависимости от расположения заклепок швы делятся на однорядные и многорядные. Заклепки могут располагаться в шахматном порядке или параллельными рядами.

Дифференциальные уравнения относительного движения

До сих пор движение материальной точки рассматривалось по отношению к инерциальной (абсолютной) системе отсчета. Именно в этой системе отсчета справедлив основной закон динамики и являющиеся следствием этого закона дифференциальные уравнения движения точки (3.2) и (3.3). Рассмотрим теперь движение точки в подвижной (неинерциальной) системе отсчета, движущейся определенным образом относительно неподвижного пространства. Как известно, для абсолютного движения основной закон динамики (3.1) имеет вид

  

Заменим входящее в данное уравнение абсолютное ускорение точки согласно формуле сложения ускорений (2.53):

 

в правой части которой стоит геометрическая сумма относительного, переносного и кориолисова ускорений.

 

или  где

величины имеют размерность силы и называются переносной и кориолисовой силами инерции.

Сварные соединения В современном машиностроении и строительстве широкое применение получили неразъемные соединения, осуществляемые при помощи сварки. Изобретателями электросварки являются русские инженеры Н.Н. Бенардос (1882 г.) и Н.Г. Славянов (1888 г.). Научно обосновали методы электросварки академики В.П. Никитин и Е.О. Патон и проф. В.П. Вологдин. Автоматическая сварка создана академиком Е.О. Патоном (1870—1953 гг.). Работы Е.О. Патона с огромным успехом продолжает его сын академик Б. Е. Патон.

Соединение пайкой В некоторых случаях для создания неразъемного соединения применяют пайку (например, для соединения тонкостенных деталей, элементов электрических схем и др.).

Резьбовые соединения Общие сведения о резьбах. Широко применяемые резьбовые соединения осуществляются с помощью болтов, винтов, шпилек, стяжек, резьбовых муфт и т. п. Основным элементом резьбового соединения является винтовая пара.

Конструкции резьбовых соединений Резьбовые соединения осуществляются с помощью резьбовых крепежных изделий, которые чрезвычайно разнообразны по своей форме и назначению. К ним относятся болты, винты, шпильки, гайки, детали трубопроводов.


Понятие о деформации и упругом теле