ВХУТЕМАС – ШКОЛА СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА

История дизайна
ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Уильям Моррис и Чарлз Макинтош
Творчество Петера Беренса
БАУХАУЗ
ВХУТЕМАС
Становление промышленного дизайна в США
Дизайн в странах Западной Европы
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна
Феномен японского дизайна
Современное искусство и дизайн.
Поп-арт и хай тек
Дизайн – образование в странах Западной
Европы, Японии и США
Становление и развитие дизайнерского
образования в Азербайджане
Мариацкий костел
Внутренний интерьер Мариацкого костела
Образ Благовещения Пресвятой Девы Марии
кисти Питтоне
Стиль АРТДЕКО
Для интерьеров Арт Деко
 

ДИЗАЙН В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОНСТРУКТИВИСТОВ

25 декабря 1920 г. были созданы Московские государственные высшие художественно технические мастерские (ВХУТЕМАС) путем слияния Первых и Вторых государственных свободных мастерских, которые, в свою очередь, представляли преобразованные Строгановское промышленное училище и бывшие Училище живописи, ваяния и зодчества. Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности".

В 1926 г. ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 г.

В 1930 г. на базе ВХУТЕИН был создан ряд отдельных институтов: Московский архитектурный, Московский полиграфический, художественный факультет Московского текстильного института.

В ВХУТЕМАС первые два года обучения, когда студенты получали обще-художественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом "Баухауза", по существу предвосхитил все аналогичные курсы современных дизайнерских школ. Так, препедевтическую дисциплину "Пространство" вел архитектор Н.Ладовский. До 1920 г. в Московской архитектурной школе обучение студентов начиналось с освоения классики, штудирования ордеров. Ладовский предложил другую методику первоначального обучения студентов, заменив изучение классики освоением "элементов архитектуры": формы, массы, ритма, пространства и др. В отличие от традиционной методики изучения классических ордеров это был метод от абстрактного к конкретному. Ладовский считал, что на первых порах не надо перегружать учеников сведениями, фактами и архитектурными деталями. Он развивал у студентов механизмы мышления и воображения, заставлял их овладевать логическими и образными моделями. Такой метод развития творческого мышления давал свои результаты – у учеников Ладовского быстро развивалось образно-пространственное воображение. Еще многого не зная, они, тем не менее, создавали оригинальные проекты.

Дисциплину "Объем" разрабатывали три скульптора – Б.Королев, А.Лавинский и А.Бабичев. Новый метод преподавания использовал достижения кубизма. Студентам предлагалось решать отвлеченные задачи на объемную композицию с заданными свойствами (например, выразить динамику, показать взаимопроникновение тел и т.д.), используя определенный набор предметов (шар, куб, цилиндр, конус и пр.). Давались и такие задания: создать отвлеченную композицию из набора различных элементов (например, плоскость, цилиндр, трос, проволока), используя в частности, и соотношения различных материалов. Постепенно дисциплина "Объем" освободилась от влияния кубизма и стала фактически некоей отвлеченной подготовкой к межфакультетскому преподаванию скульптуры. Ставилась задача развить у студента пластическое чувство. Главную задачу видели в том, чтобы научить мыслить в объеме всех студентов вне зависимости от того, на какой факультет они ориентировались.

С 1923 г. на Основном отделении ВХУТЕМАС пропедевтическая дисциплина "Цвет" изучалась как вспомогательная по отношению к общим художественным дисциплинам. В ней теоретически и практически изучались природа цвета и законы сочетания цветов на основе оптики. Студенты изучали разницу между смешиванием красок и цветов, учились находить взаимодополнительный цвет к данной шкале, получали знания о яркости, насыщенности, тоне, тяжести цвета, о взаимоотношении между цветом и плоскостью. Изучалось и взаимодействие цветов в пространстве. Значительный вклад в разработку курса "Цвет" внесли А.Веснин, Л.Попова, Г.Клуцис.

А.Родченко вел дисциплину "Графика", основу которой составлял курс графической конструкции на плоскости. Здесь Родченко разрабатывал новое представление о линии как об элементе, позволяющем "конструировать и созидать". Много внимание он также уделял фактуре. В процессе выполнения заданий студенты осваивали приемы использования и возможности пульверизатора, трафарета, пресса, валика.

Таким образом, на Основном отделении все студенты ВХУТЕМАСа первые два года приобретали общую художественную культуру. Здесь они знакомились с основными видами пространственных искусств, с их общими, объединяющими чертами и с особыми специфическими качествами. Студенты изучали основные элементы и средства художественного формообразования: цвет, пространство, поверхность, объем, а также методы и язык композиционного творчества – пропорции, ритм, динамику, контрасты, закономерности зрительного восприятия предметной среды. Здесь закладывались универсальные основы для всех художественных специальностей, и уже этим самым в корне покрывалось их прежнее деление на "высшие" и "низшие", "производственные". Отдельные факультеты к концу 20-х гг. все более напоминали отдельные институты. Когда говорят о дизайнерской школе, сложившейся во ВХУТЕМАС – ВХУТЕИНе, то речь идет, прежде всего, о двух факультетах – металлообрабатывающем (метфак) и деревообделочном (дерфак), которые в 1926 г. были объединены единый факультет (дерметфак) с двумя автономными отделениями. Именно на этих факультетах под руководством А.Родченко, А.Лавинского, Л.Лисицкого и В.Татлина был подготовлен отряд дипломированных дизайнеров.

Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую работу, прокладывая путь будущему дизайну. Возглавлявший металлофакультет А.Родченко писал: "Поставил перед собой задачу выпустить конструктора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подготовленного". Это, по существу, уже была программа подготовки первых советских дизайнеров.

Наряду с общеобразовательными, студенты метфака изучали специальные теоретические предметы, среди которых были машиноведение, специальный курс химии, детали машин, электротехника, технология металлов, искусствоведение, история искусства обработки металлов, теория художественной обработки металлов, организация производства. Проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, слесарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, эмали, гальванопластике, декоративной обработке металлов. Предусматривалась также практика на фабриках и заводах. Крупные элементы оборудования студенты метфака выполняли в макетах, в уменьшенном виде. Небольшие изделия изготовлялись в натуральную величину и в реальном материале.

Об успехах новой методики подготовки специалистов наглядно свидетельствовала состоявшаяся в 1923 г. первая отчетная выставка работ студентов метфака. Были представлены многофункциональные складные, трансформируемые и передвижные изделия: складная кровать, трансформируемые кресло-кровать, шесть проектов складного театрального киоска.

Деревообделочный факультет создавался на базе столярной и резчицкой мастерских старого Строгановского училища. Основой художественного образования в Строгановском училище было изучение орнаментальных стилей. Художественная промышленность требовала кадров, хорошо знавших орнаментальное ремесло. В связи с эти в училище расширяется преподавание "орнаментально-стилевых" предметов: истории орнамента, изучение стилей, стилизации цветов. Укрепились учебно-производственные мастерские училища, учащиеся проходили производственную практику на фабриках. Введены были новые художественные дисциплины: живопись масляными красками, упражнения в стилизации, творческое рисование. Профессиональный уровень выпускников училища был высокий, о чем свидетельствовали, например, успехи училища на российских и зарубежных выставках начала ХХ в.

Однако, отвечая на новый социальный заказ – массовое машинное производство дешевой общедоступной мебели,- на дерфаке ВХУТЕМАСа серьезно перестраивали всю инженерно-технологическую часть обучения. Для преподавания привлекались квалифицированные инженеры, вводились новые технические дисциплины. Старый цикл дисциплин, ориентированный на подготовку художника-прикладника, все больше терял свое значение.

Третий год дерфака (1922-1923) стал началом превращения его в дизайнерскую школу. Учебные дисциплины делились на четыре концентра:

Научно-технический: технология материалов, материаловедение, машиноведение, техника производства.

Производственный: принципы современного массового производства, дерево в новейших конструкциях, научные основы нормального типа мебели и оборудования ею помещений, проекты мебели и оборудования, шаблоны, модели конструкций, организация выполнения проекта.

Экономический: экономика промышленности, заводоуправление и организация труда, расчет и составление смет.

Исторический: искусствоведение, история социального быта, критика фетишизма формы, история стилей, стильная композиция.

 И хотя в программе еще не сохранились характерные для Строгановки элементы декоративизма и стилизации, в ней уже были заложены зачатки дизайнерского образования, особенно в комплексе предметов производственного концентра.

В конце 1920 г. советская школа по подготовке дизайнеров сложилась и теоретически, и методически, и организационно. В 1926 г. оба дизайнерских факультета ВХУТЕМАСа – метфак и дерфак- были слиты в единый дерметфак с двумя автономными отделениями. Продолжалось укрепление его связей с промышленностью, чему во многом способствовали первые выпускники инженеров-художников. Специалисты, окончившие факультет в 1927 и 1928 гг. уже успешно работали в промышленности. Факультет получал заявки на специалистов из многих городов страны.

Подводя итог рассмотрению деятельности двух знаменитых школ дизайна – немецкого Баухауза и советского ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа, необходимо подчеркнуть, что они возникли как ответ на требование времени в момент резкого социального перелома, затронувшего сферы социально-культурных отношений и материально-предметного окружения человека. Руководители этих учебных заведений рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. В центре внимания была личность творца, идея универсального человека, которому доступны все виды проектного творчества.

монтаж и строительство скс Становление промышленного дизайна в США