Мариацкий костел

История дизайна
ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Уильям Моррис и Чарлз Макинтош
Творчество Петера Беренса
БАУХАУЗ
ВХУТЕМАС
Становление промышленного дизайна в США
Дизайн в странах Западной Европы
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна
Феномен японского дизайна
Современное искусство и дизайн.
Поп-арт и хай тек
Дизайн – образование в странах Западной
Европы, Японии и США
Становление и развитие дизайнерского
образования в Азербайджане
Мариацкий костел
Внутренний интерьер Мариацкого костела
Образ Благовещения Пресвятой Девы Марии
кисти Питтоне
Стиль АРТДЕКО
Для интерьеров Арт Деко
 

Еще одной достопримечательностью Мариацкого костела являются солнечные часы, установленные в 1954 году на месте прежних, бывших здесь с XVII века. Кроме часа, по ним можно узнать также и день года.

Уникальные солнечные часы:  (482x699, 195Kb)

Cледует, наверное, упомянуть, что последняя генеральная реставрация - как внешняя, так и внутренняя - была закончена в 2000 году, когда внутреннюю роспись костела очистили от многолетнего темного налета. Многие верующие с удивлением увидели, что внутренняя роспись костела, оказывается, выполнена не в темных, а в светлых тонах. Расходы на реставрацию были нешуточные, и тогда настоятель решился на смелый шаг – во время реставрации на костеле разместить коммерческую рекламу. Ортодоксальные католики, конечно, не одобряли этот шаг, но когда увидели результат – вопросы отпали сами собой. Увидеть костел во всей красе, безо всяких ограничений и совершенно бесплатно можно во время устраивающихся в нем иногда по вечерам концертов органной музыки. Тогда включается все освещение и можно осмотреть костел целиком. Плюс возможность насладиться прекрасной органной музыкой – причем совершенно бесплатно. Небольшая площадь справа от Мариацкого костела носит название Мариацкой площади.

plac Mariacki:  (699x524, 160Kb)

На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного средневекового студента, жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников - поставлен в 1958 году. Фигурка жака скопирована с алтаря Вита Ствоша.  (699x505, 124Kb)

В предыдущих постах я писала, что в средние века здесь находилось церковное кладбище (как и при каждом костеле). И только когда в город пришли австрийцы - они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади. В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костел Св. Барбары.

Костел Св. Барбары

:  (449x698, 130Kb)

Рассказ об истории костела Св. Барбары стоит начать со времени постройки Мариацкого костела, поскольку они неразрывно связаны преданиями. В средние века Мариацкий костел содержался за счет пожертвований богатых горожан. Вавельский костел был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костеле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костел Св. Барбары. Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано". Проходила "полонизация" весьма своеобразно: богатые семьи были поставлены перед выбором - либо они начинают говорить по-польски, либо им в Кракове не место. Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костел Св. Барбары, где иногда они проходят и по сей день.  (699x525, 174Kb)

Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костела. И даже строили его строители Мариацкого костела в качестве "халтуры" в свободное время. Однако на самом деле этот костел был построен в 1394-1399 годах. С 1586 года он перешел к ордену Иезуитов. Здесь проповедовал Петр Скарга (его имя связано с костелом Св. Петра и Павла, о котором расскажу позже). Центральный вход в костел Св. Барбары обычно закрыт, и войти внутрь можно только обойдя его со стороны Малого Рынка. Здесь можно рассмотреть внутренний интерьер костела Cв. Барбары

Лепнина стен Мариацкого костела:  (700x360, 112Kb)

Под стенами всегда много ряженых.

Смерть:  (525x700, 121Kb)

Кошмарный парикмахер Эдвард-Руки-ножницы:  (525x700, 224Kb)

Этого персонажа не знаю, но колоритный дед:  (525x700, 216Kb)

Иногда можно встретить Белую Пани. Это не просто "живая фигура", это персонаж краковской легенды - привидение. По преданию, встреча с Белой Пани не сулит ничего хорошего. Живое воплощение более безобидно, и единственная опасность, которая вас подстерегает - быть вымазанным белой краской. Как и подобает привидению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) Белая Пани может преследовать довольно долго по мощеным булыжниками улочкам.

А вот и она:  (426x698, 115Kb)

А это...

Я и пан Анджей "под Адасем" напротив костела  (525x700, 175Kb)

Как и в других католических храмах, в Мариацком костеле находится 8 часовен - по 4 с каждой стороны главного нефа. Одна из таких часовен, носящая имя Святого Антония, называлась в народе Часовней Преступников - в ней, по преданию, священник исповедовал перед казнью приговоренных к смерти убийцу, которому затем отрубали голову - тут же, на площади Главного рынка.

Часовня святого Антония:  (525x700, 149Kb)

Сегодня на площади Главного рынка голов уже не рубят. Рыночная площадь - одно из самых светлых и душевных мест на земле.

Вот торгуют сувенирами:  (525x700, 127Kb)

А вот знаменитые краковские бублики с маком и с кунжутом:  (699x525, 121Kb)

Удивительная архитектура, множество голубей, отсутствие городского транспорта – все это переносит вас в ощущение безвременья и гармонии.

 Откормленные туристами краковские голуби:  (700x525, 121Kb)

Голуби клюют прямо из рук.  (525x700, 225Kb)

Сотни туристов щелкают фотоаппаратами, желая запечатлеть себя на фоне овеянного легендами Мариацкого костела или, прикрывая ладонью от яркого солнца глаза, устремляют взгляд ввысь, пытаясь разглядеть маленькую фигурку трубача, вновь и вновь играющего свой тревожный, внезапно обрывающийся сигнал ... О чем он хочет предупредить нас?.. А Мариацкий костел возвышается над этим удивительным местом, и пока трубит трубач – городу не грозят беды и несчастья.

Становление промышленного дизайна в США