Мариацкий костел

История дизайна
ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Уильям Моррис и Чарлз Макинтош
Творчество Петера Беренса
БАУХАУЗ
ВХУТЕМАС
Становление промышленного дизайна в США
Дизайн в странах Западной Европы
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна
Феномен японского дизайна
Современное искусство и дизайн.
Поп-арт и хай тек
Дизайн – образование в странах Западной
Европы, Японии и США
Становление и развитие дизайнерского
образования в Азербайджане
Мариацкий костел
Внутренний интерьер Мариацкого костела
Образ Благовещения Пресвятой Девы Марии
кисти Питтоне
Стиль АРТДЕКО
Для интерьеров Арт Деко
 

Мариацкий костел сегодня:

 (525x699, 140Kb)

С высокой сигнальной башни каждое утро трубач возвещал о начале дня в средневековом городе, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер его сигнал возвещал о закрытии ворот и, соответственно, доступа в Краков. С краковским трубачом также связана красивая легенда, перешагнувшая в реальность. Согласно преданию, в XV веке, когда татары приблизились к городским стенам, первым неприятеля заметил трубач на башне старого костела и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным татарской стрелой, пронзившей его горло. Мелодия оборвалась… В память о той легендарной смерти каждый час на четыре стороны света, по очереди, звучит над городом мелодия – пронзительный мариацкий хейнал (венг. "утро"). Она обрывается так же, как оборвалась много веков назад. Сначала хейнал играется на Вавельскую сторону для короля (южная сторона), затем в сторону ратуши – для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, наконец, в сторону пожарной охраны (пожарная часть и сегодня расположена в нескольких сотнях метрах, возле Главной почты).

Трубит трубач:  (525x700, 155Kb)

Что правда, а что неправда в этой легенде – неизвестно, однако еще в 1382 году в городских расходных книгах Кракова зафиксирована ежедневная выплата восьми грошей караульщику на башне и еще полгроша – трубачу, который должен был трубить хейнал в случае опасности.

В 1926 году на башне костёла были установлены трансмиссионные микрофоны. И, если ежечасно хейнал слышен только в Кракове, то в полдень он разносится уже по всей Польше: его транслирует первая программа национального радио. Ныне эта мелодия является позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени. А вообще трубач ежедневно играл на башне с 1392 года до второй половины XVIII века. Возобновилась эта традиция в 1810 году, и даже время второй мировой войны её исполняли 2 раза в день - в 12:00 и 19:00.

Отсюда лучше всего видно трубача

 (700x525, 178Kb)

Подкараулить трубача удобнее всего во дворике за Мариацким костёлом. Есть один секрет: для того чтобы увидеть горниста, надо стоять сбоку костела, обойдя его с правой стороны. Именно оттуда можно увидеть окошко, которое открывается, чтобы из него вылились звуки хейнала. На эту сторону трубач играет в последний раз, а затем он машет рукой туристам, что является хорошей приметой. Конечно, местные жители знают об этом – и потому горнист машет после каждого исполнения.

Трубач машет туристам

 (700x507, 135Kb)

Хейнал является одним из символов Польши — его мелодию протрубил польский горнист капрал Эмиль Чех 18 мая 1944 в честь победы над немецкими войсками в битве под Монте-Касино. А 11 июня 2000 года хейнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как мелодия, которую сыграли одновременно примерно 2000 трубачей, съехавшихся со всего мира. Легенда о краковском трубаче имела и продолжение. Согласно ему, после того, как горло трубача пронзила стрела татаро-монгольского воина, Польша потеряла независимость. Вернуть независимость стране можно было только после того, как польский трубач протрубит свою песнь с самого высокого минарета Самарканда – столицы татаро-монгольского государства. И вот в 1918 году в Самарканде поляк поднялся на минарет и протрубил свою песнь от начала и до конца. Вскоре после этого независимость Польши была восстановлена. Наверное, не стоит проверять факты и даты – это всего лишь легенда, но что-то в этом, безусловно, есть. И вообще, древний Краков с его тысячелетней историей - это город легенд. Всякое могло быть...:)

Девочка-трубач, картинка из Википедии

 (425x282, 69Kb)

Внутри костела тоже есть на что посмотреть. Главной достопримечательностью Мариацкого костела считается главный алтарь. Это самое значительное произведение позднеготической деревянной скульптуры в Польше, созданное в 1477-1489гг. Витом Ствошем. Центральным сюжетом алтаря служит венчание Богоматери венцом Владычицы Небесной, а на крыльях изображены двенадцать сцен из ее жизни. Вит Ствош лично резал из липового дерева скульптуры и детали алтаря и сам их расписывал. Трехстворчатый алтарь содержит около 200 деревянных расписанных фигур, исполненных с необыкновенной тщательностью – соблюдены все пропорции и детали, нет ни капли схематичности.

Становление промышленного дизайна в США