ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА

История дизайна
ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Уильям Моррис и Чарлз Макинтош
Творчество Петера Беренса
БАУХАУЗ
ВХУТЕМАС
Становление промышленного дизайна в США
Дизайн в странах Западной Европы
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна
Феномен японского дизайна
Современное искусство и дизайн.
Поп-арт и хай тек
Дизайн – образование в странах Западной
Европы, Японии и США
Становление и развитие дизайнерского
образования в Азербайджане
Мариацкий костел
Внутренний интерьер Мариацкого костела
Образ Благовещения Пресвятой Девы Марии
кисти Питтоне
Стиль АРТДЕКО
Для интерьеров Арт Деко
 

На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастера-ремесленника. Всё стало иначе, когда к началу XIXв. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее её создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема – то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно и «поместить» в каждой из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером.

Промышленный подъём привёл к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, ещё не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме того, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этих и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе профессии дизайнера.

Дизайн (англ.design – проектировать, конструировать) – проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).

Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массового машинного производства.

Хотя о дизайне сказано и написано уже достаточно много, однако единой точки зрения всё ещё не выработано. Дело в том, что достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность художников, в промышленности, значительно чаще продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда – область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях "дизайн" трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.

Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется, в его сферу входят выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние годы появился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн. Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не единственной, а часто и не основной задачей дизайнера.

За последние полвека практика дизайна претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых фирм.

Искусствовед Герберт Рид, автор вышедшей в 1934 г. первой серьёзной работы о дизайне, названной "Искусство и промышленность", рассматривает дизайн, как высшую форму искусства.

В том же 1934 г. вышло и первое издание книги Джона Глоага "Объяснение промышленного искусства". Глоаг рассматривает дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед "нормальным" капиталистическим обществом, в аспекте профессиональной этики. В то же время он видит в дизайне обычную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.

Известнейший итальянский дизайнер Джио Понти, редактор журнала "Домус", рассматривает дизайн с точки зрения профессиональных художественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм, вещей, которые раскрыли бы истинный характер нашей цивилизации.

Томас Мальдонадо, напротив, придерживается мнения, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьба искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. Предложенное Т. Мальдонадо определение дизайна звучит так: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которое превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством".

В. Л. Глазачев, один из крупнейших российских исследователей, в своей книге "О дизайне" считает результатом деятельности дизайна в целом, дизайна как системы потребительскую ценность продукции и предлагает следующее определение дизайна: "Дизайн – форма организованности (служба) художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления". Это определение не только полнее охватывает практику дизайна, но и позволяет выделить его особенности в ряду других видов художественной деятельности, так как в сфере дизайна оказываются продукты как материального, так и духовного потребления.

И только с началом кризиса 1929 г., когда американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле слова массовый характер, возникает профессиональная "индустрия дизайна". И именно этот дизайн был фактически импортирован Европой после Второй Мировой войны. Таким образом, две важнейшие характеристики дизайна в современном представлении – массовый характер и реальная коммерческая значимость – действительно проявляются впервые в США эпохи великого кризиса.

Художественное проектирование одежды, обуви, сумок и других изделий из кожи является областью ещё более сложной, чем художественное проектирование машин и предметной среды, т.к. костюм тесно связан с конкретным образом человека, с его движением. Поэтому основные понятия, которыми проектирует техническая эстетика, лишь частично могут быть использованы в теории художественного проектирования одежды и обуви.

Художественное проектирование изделий из кожи, по существу, не новое понятие. По-своему проектировали костюм и в давние исторические времена, думая о его целесообразности, эстетической и других функциях.

Художественное проектирование – это творческий процесс создания целостной системы вещей, при котором проблема стиля является одной из центральных. Художник должен стремиться создать каждую вещь, как элемент пространственной целостности, отражающий современные тенденции культуры. Задачей художника является не проектирование группы предметов, связанных между собой, а нахождение связей между предметным миром в целом и проектируемыми предметами. В 1960-е годы художественное проектирование получило название дизайна.

В настоящее время дизайн непосредственно связан со стилеобразующими процессами, с национальными традициями, с самыми различными аспектами художественного формообразования. Эта роль дизайна в культуре ставит новые задачи перед дизайнерами.

Суть деятельности дизайнера – в создании вещей и предметных связей с помощью различных средств воздействия на предметно-пространственную среду человека.

Дизайн – явление социально-историческое. Он возник из социальных, технических, эстетических, в целом культурных потребностей общества и человека.

Современный дизайн – это составная часть и один из определяющих элементов мировой индустрии, мирового промышленного производства, художественная характеристика всех промышленных товаров, включая моду, интерьеры зданий, оформление салонов, внешний вид транспорта и оформление рабочих мест. С помощью дизайна решаются не только вопросы формы изделия, но и света, объёма, сочетания элементов, удобства обращения с вещью или использования её.

Следует подчеркнуть, что в западных исследованиях дизайна есть нечто общее, которое роднит все направления, различные школы. Этим общим как раз и является требование индустриального производства и технического прогресса. Главными целями широкого фронта исследований дизайна являлись:

а) привлекательность выпускаемой продукции западных производителей;

б) обеспечение конкурентоспособности товаров массового потребления.

Таким образом, в Новое и новейшее время дизайн развивался, как на Западе, так и в ряде восточных стран, например, в Японии, как своеобразный специальный заказ общества, как выражение интересов крупных производителей.

Говоря о зарождении дизайна, как естественной потребности культурно-исторического процесса, необходимо выделить несколько моментов:

 1. Своим возникновением дизайн обязан культурным, социальным и интеллектуальным потребностям человека. С этой точки зрения, дизайн есть ничто иное как реализация человеком своих возможностей, способностей и способ удовлетворения своих же постоянно развивающихся потребностей. Поэтому дизайн следует рассматривать в контексте прогресса человека, развития его возможностей и способностей, как свидетельство движения и развития.

2. Любой исторический отрезок времени свидетельствует о том, что в дизайне и через дизайн человек находил новые способы и возможности самореализоваться и самоутвердиться. Дизайн обслуживал и продолжает обслуживать в основном потребности элиты, имущих слоев общества.

Безусловно, продукция дизайна предназначена не только для богатых и имущих, но для всех слоев общества – богатым, бедным, пожилым, молодёжи, мужчинам, женщинам и т.д. Так, например, если идёт речь о дизайне спортивных сооружений и спорттоваров, то, разумеется, азербайджанские спортсмены и люди, работающие в сфере спорта, должны ориентироваться не на спортивный инвентарь и спортивные сооружения Анголы или государства Катар, а на соответствующие предметы и объекты передовых спортивных держав.

В современном мировом промышленном производстве капитал и дизайн дополняют друг друга. Дизайн формирует определённые потребности, подстегает вкусы и слабости людей, капитал же обеспечивает реальные условия для удовлетворения этих потребностей.

Становление промышленного дизайна в США